Мудрость православных старцев
- Подробности
- Категория: О главном в нашей жизни
- Опубликовано 08.02.2014 09:02
- Автор: админ
- Просмотров: 9586
Оптина пустынь расположена в трех верстах от Козельска, старинного городка Калужской области, и там же находится Введенский мужской монастырь, воздвижение которого началось в1803 и возрождение после разрушения в 1996 году. Великолепное исполнение гимна нашего Государства мужским хором Введенского монастыря слышали многие на открытии Олимпиады в Сочи. А теперь подумайте — почему не все?
Сегодня издается много духовной литературы и вы можете без труда насладиться чтением 2-ух томника «Симфонии по творениям преподобных Оптинских Старцев", купите или скачайте в интернете эти книги.
У меня до сих пор хранятся в папке с завязочками отксеренные листы с высказываниями Старцев Оптиной пустыни по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Почитаешь, душа успокаивается.
Вот пример нравоучения, который и сегодня для многих важен, так как успокоит и предаст терпения
« БЕДНОСТЬ.Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно. Kогда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя (прп. Лев, 22)
* * * Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами, в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты.
* * * Ты не тужи, что у тебя не ременная упряжь. Лыко да мочало оборвалось; связал и опять помчался… Ехал богатый барин на тройке; у него и лошади были хорошие, и сбруя ременная. Ехал и бедняк. У того и лошадь была плохая, и вся сбруя — лыко да мочало. Оба попали в подснежную воду в яме. У обоих сбруя порвалась. Высвободившись кое-как из ямы, бедняк связал свое лыко да мочало и поехал себе вперед, а богатый остался на месте — ременную упряжь надо было сшивать (прп. Амвросий, 2). А нам ведь какая высокая награда, если потерпим (прп. Анатолий, 18).»
Особенностью внутренней жизни Оптиной пустыни являлось ее старчество, появившееся в ней в конце 1820-х годов и составлявшее ее славу в течение всего XIX века и теперь. Именно благодаря старчеству Оптина пустынь стала духовной лечебницей для душ, исковерканных грехом, потерявших или не нашедших смысла жизни, скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства. Большинство богомольцев искало и ищет в Оптиной пустыни не только молитвенного утешения, но и разрешения своих сомнений и недоумений, а нередко и тяжелых жизненных драм из уст ее мудрых старцев и через их молитвы и наставления.
Старец — это человек, который призывается на это служение Самим Богом, проходит тяжелый подвиг святоотеческим путем, по учению Церкви, достигает бесстрастия, чистоты сердца, преисполняется любовью Божией и благодатью. Апостол Павел говорит о неком таланте рассуждения (см.: 1 Кор. 12, 4, 8), который называется старчеством. Старец — это тот, кто руководит другими людьми ко спасению, к Царствию Небесному, и врачует их страсти, имея этот дар рассуждения. В этом и заключается суть старчества.
Старец — это многоопытный монах, который может руководить другими людьми. И, конечно, в этом ему помогают прозорливость и любовь. Всякий человек, который общался со старцем, попадал под особую благодать, под золотой дождь утешения. Душа измученная, исстрадавшаяся, изорванная, образно говоря, окровавленная, эта иссохшая земля впитывала в себя влагу особой мягкой сердечности, теплоты, внимания, сострадательности и сочувствия со стороны старца. Старец — этот Ангел Божий, светильник тихий — сиял непрестанным светом любви, покоя, тишины и кротости и согревал уставшую душу. И как путники в ночи холодной стремятся к источнику света, так и люди стремились к старцу.
Такие старцы были особо нужны тем людям, которые боялись открыть раны своего сердца и боялись неосторожного прикосновения к ним.
Старец был таким человеком, который совершенно не существовал для себя. Вся жизнь его была принесена в жертву своим чадам. Это была самораспятая любовь. Эта самораспятая любовь, эта жертва, полное забвение себя, полное сочувствие ко всем приходящим, жалостливое, любовное отношение были самыми характерными чертами старца. На всякий стон, всякую мольбу, всякое покаянное и радостное воздыхание отзывалось сердце старца. Старец не мог сказать: "Я сегодня устал, а ты, хоть и плохо чувствуешь себя, страдаешь, перетерпи, переболей, я потом тебя приму" — такого не было. Конечно, так сораспинаться могли только великие старцы.
Старчество придавало Оптиной пустыни особый духовно-светлый облик, пронизывало ее духом благожелательной и снисходительной любви, соделывало ее привлекательной и бесконечно дорогой для грешных душ, ищущих спасения. В старчестве раскрылось истинное значение и истинное назначение Оптиной пустыни. И неудивительно, что у стен этой обители возник целый поселок мирян, мужчин и женщин, семейных и одиноких, для которых стало жизненной потребностью ежедневно слушать оптинское богослужение и ежедневно получать благословение и наставления Оптинских старцев.
УЕДИНЕНИЕ(выдержки)
А что ты желаешь затвора, то этого не одобряю и не соизволяю на это; затвори двери ума и сердца от возношения, а уста и язык от многоглаголания, брани и осуждения. Рукам не давай воли простираться на биение, приими совет желающих тебе пользы душевной — вот и затвор твой совершится, не имущий ни единой прелести и подсады вражией (прп. Макарий, 20).
Полагаете, что в уединении вы покойны будете. Но этот ложный покой-то вас и обманул. Я вам представлял, что для вас всегдашнее уединение вредно: оно приносит только о себе мнение, а после и смущение. Вы не такого еще устроения, как были святые мужи, победившие страсти и удалившиеся для созерцания высших таинств духовных, вы требуете еще обучения себя с людьми, исполнением заповедей Божиих, через что вы, видя немощь свою, должны невольно смиряться и приносить покаяние — и сподобитесь милости Божией, а в уединении вы ничего не видите за собой, кроме исправлений своих, а какая же за это награда (прп. Макарий, 20)?
Святой Иоанн Златоуст не одобряет, если кто, и в своей обители живя, часто и без нужды выходит из кельи, говоря так: «Kурица, если часто излазит из своего гнезда, рождает дохлецы; так и инок, часто исходя из своей кельи, делается бесплодным».
А святой Исаак Сирин говорит: «Если кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным». K этому скажу вам и о себе самом, что я, хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А потому даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: Хорошо мне здесь быть(Мф. 17, 4) (прп. Антоний, 20).
Ты думаешь в уединении обрести покой, но весьма ошибаешься. Святой Григорий Богослов ради гонений и смут оставил должность епископа и в уединении испытал великое томление.
Антония Великого в уединении бесы избили так, что он два дня был как мертвый.
Поэтому святой Иоанн Лествичник советует лучше иметь борьбу с людьми, нежели с бесами, потому что люди хотя иногда ожесточаются и не покоряются, а потом опять смягчаются и повинуются. А бесы никогда не перестают против нас злобствовать и неистовствовать (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
— Схимник — есть молитвенник за весь мир. Итак, святые, удаляясь от людей, не перестают любить их и молитвами своими отвращают от грешных гнев Божий (прп. Варсонофий, 20).
При высокоумии и душевных страстях нельзя избирать уединенное житие. Kроме явной прелести, затвор может быть причиной тонкой мысленной прелести (прп. Никон, 20).
Иногда приходится наблюдать, что к пустынному житию и безмолвию некоторые стремятся, в тайне сердца своего ища вполне удобного, безмятежного, бесскорбного жития. Это стремление безрассудное, не говоря уже, что оно и несбыточное. Бесскорбного жития не было, нет и не будет (прп. Никон, 20).
МОЛИТВА (выдержки)
* * Молитва — вещь такая, что, прожив в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует, а теперь пока молись как умеешь и как можешь, только с мытаревой мыслью (прп. Амвросий, 1).
Мытарство- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%FB%F2%E0%F0%F1%F2%E2%E0
* * * Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: — Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: Но-но! Но-но! Так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись! (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
Kого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следовательно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом (прп. Лев, 22).
* * * Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своих мыслей, но рассеиваетесь: мо- литься без развлечения есть дело совершенных, но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов, и отнюдь не смущаться, ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его. А если бы всегда имели молитву чистую, без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, что Бог приемлет молитву смиренных (прп. Макарий, 20) (о силе смирения почитайте у старцев Оптиной пустыни).
* * * Ты ищешь чистой и горячей молитвы, что достигается многим временем и смирением (прп. Макарий, 20).
* * * Kогда не имеешь времени много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение, помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше (прп. Макарий, 20).
* * * Kаждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвой, будут благотворны для нашего душевного спасения (прп. Иларион, 24).
* * * Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страдания Спасителя.
* * * Ревнующему о молитве следует всегда помнить слова Самого Господа: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Воля же Отца Небесного объявлена в евангельских заповедях, исполнение которых есть единственный незаблудный путь спасения. На сем пути должно иметь три признака: смирение, милость и любовь, которые различаются только одними названиями, свойство же их одинаковое. На сию троицу добродетелей весь полк бесовский ничего сделать не может (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * * Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: — Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи. — И прибавлял: — Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить — упросила (прп. Амвросий, 4).
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле.
Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня.
Господи, какие бы я ни получал известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля.
Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня.
Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.
Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.
Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.
Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною.
Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу.
Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков.
Аминь.
То, что молитва помогает выздоровлению больных, не раз отмечали многие врачи. В лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М.Бехтерева под руководством профессора Валерия Слезина завершена серия экспериментов, убедительно доказавших - молитва лечит. В экспериментах приняли участие священники и прихожане Александро-Невской лавры.
Во время молитвы записывалась энцефалограмма их мозга. И если до этого наука знала три основных состояния головного мозга: бодрствование, "быстрый" и "медленный" сон, то обнаружилось еще одно, которое назвали "молитвенным" бодрствованием. В этом состоянии кора мозга отключена, и восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы и анализ. Во время молитвы человек уходит от реальности и в мозге возникают благотворительные дельта-волны, которые часто фиксируются у младенцев до 6 месяцев. Недаром в Евангелии сказано: будьте как дети, и спасетесь.
Только верить и молиться надо от сердца, иначе лечебного эффекта не будет. Для людей 21 века, предпочитающих верить в факты и результаты исследований и экспериментов, это является подтверждением лечебного эффекта молитвы, и открывает путь к вере в Бога.