Всякое слово борется со словом

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Наука древности - как она зарождалась, почему " монашествующие"  стали искать " внешнюю мудрость" конечно не отрицая законы сущего заключенные в божественном "творящем уме".

И если бы не полемика между  Григорием Паламой и монахом Варлаамом Калабрийским мы бы и не узнали о укоренившихся в 13-14 веке суждениях как то - "злоучительная болтовня" Платона и "низменные учения" эллинских философов Пифагора и Сократа.

Сочинения Варлаама против исихастов (священно-безмолвствующих) были сожжены по патриаршему указу в 1341 году и сохранилось только несколько его писем к Паламе. Но святой Григорий Палама , византийский богослов, систематизатор исихазма в ответ на поиски Варлаама о сущности бога создает труд " Триады в защиту священно-безмолвствующих", в котором между строк можно прочесть все эти письма.

Поиск истины и укоренившиеся взгляды господствующей в те времена философии, особенно интересна первая часть Триады "Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками".

Книга Св. Григория Паламы "ТРИАДЫ в защиту священно - безмолвствующих", Москва, изд."Канон+",  РООИ "Реабилитация",2014 впервые публикуется полным текстом на русском языке. Книга сложна для прочтения, но захватывающе интересна - особенно рассуждения о внешней учености и внутренней мудрости или мудрости, познающей мудрость.


 Так почему возникла необходимость защищать священно-безмолвствующих? Что заставило византийского богослова и церковного деятеля, систематизатора исихазма (духовная практика  священно-безмолвствующего отшельничества, монашество, удалившееся от мира, отшельники, пустынники-молчальники) Григория Паламу заговорить и создать многостраничный труд "ТРИАДЫ в защиту священно - безмолвствующих"?

Все происходит в начале 14 века, это потом  в конце 16 века за страсть к астрономии и развитие взглядов Коперника на устройство солнечной системы сожгут Джордано Бруно, а в начале 17 века отречется от научных воззрений на устройство Вселенной Коперник, а пока монашествующие, в частности Варлаам Калабрийский , зарождали сомнения в истинности

 "окна познания " мира (читайте статью на главной странице "Что наша жизнь? Истина научных знаний" ) , которое присутствовало в 13-14 веках.

Ваарлаам и другие монашествующие в 13-14 веке приводят в качестве аргумента в пользу использования "внешней мудрости (науки) для познания Бога через изучение его творений", сущности бытия - поскольку "творящие законы сущего заключены в творящем божественном уме", а образы этих законов запечатлеваются в душе человека, то познавая их с помощью наук уже при жизни, как и после смерти, монашествующие стремятся хранить подобие творцу.

Григорий Палама дает наставление о том, что надо изучать "учение веры", а не заниматься изучением движения небесных тел, знаниями о земле и минералах, содержащихся в ней, так как все это эллинская ересь, которая не приводит к единению с Богом.

Основной аргумент, который приводит Григорий Палама это то, что науки изучают сущее бытия и не могут познать Бога, его творящий ум, создающий все сущее .

Бог сказал Моисею (Исх.3,14) - не "Я есьмь сущность", а "Я есьмь сущий".

 


 

И прежде чем говорить о внешней и внутренней мудрости, надо вкратце вспомнить, а с чего все началось?

Извечный спор между язычниками и христианами? Сначала нетерпимость эллинов (язычников) к христианам , а потом наоборот. Все повторяется в мире, но вот форма (проекция, проявление) может меняться.

Эллины, с их господствующей философией жили до эпохи христианства (до Н.Э.) и создали цивилизацию, к истории которой мы сегодня обращаемся как к сокровищнице знаний.


Слово "язычники"произошло от слова-языки,т.е. народы,
имеющие свой язык, знание. После крещения и на Руси
язычников стали называть «погаными».

Исторически известно, что христианство зародилось на Ближнем Востоке, в I-м веке н.э. Местом его возникновения стала провинция Иудея, принадлежавшая Римской Империи. Число людей, считающих себя христианами и придерживающихся религиозных канонов, на сегодняшний день превышает два миллиарда человек.

Почему христианство возникло именно в Иудее? Наиболее вероятная причина заключается в том, что истоки христианского учения тесно связаны с иудаизмом. Сам Иисус Христос по происхождению еврей, как и Апостолы, первые его приверженцы.

Христианство зародилось в период расцвета могущества Римской Империи. Любые попытки сопротивления римской власти беспощадно подавлялись . Многие, искренне не понимали, почему их бог Яхве отвернулся от своего народа.

Поэтому в основные постулаты христианства войдет то, что тот, кто несправедливо страдает в земной жизни, терпит муки и унижения, впоследствии получит награду в загробной жизни, а его угнетатели и обидчики будут обречены на вечные муки, что нашло отклик в сердцах многих людей.

 

По этой же причине христианство быстро получило множество приверженцев среди населения других провинций, находящихся под гнетом Рима.

Христианство жёстко преследовалось Римом. Но иудеи открыли гонения на христиан раньше, чем язычники, ибо христианство явилось в недрах иудейства, какая религия будет терпеть другую и делиться с ней. И эта история нам всем хорошо известна.

Появление и распространение христианства в греко-римском обществе было встречено со стороны последнего единодушною ненавистью. Гонение язычников на христиан в общем продолжалось около 3-ех веков. Каждый христианин мог быть привлечен к суду за нарушение закона о почитании Цезаря, но он наказывался не как христианин и не за христианство, а как противник культа цезарей. Так в сочинении Татиана “Слово к эллинам” (2 век н.э.) основным является то, чтобы добиться терпимости и определенного уважения к новой вере - к христианам.

После легализации христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии, разительно меняется характер христианства- хлынул мощный поток новообращённых, которых интересовал не столько Христос и дарованное им загробное спасение, сколько появившиеся социальные, материальные и государственные выгоды.

А теперь нужно вернуться к внешней и внутренней мудрости, так как не смотря на противостояние носителей  учений, есть то , что их объединяет и не противоречит современными научными знаниями.




Противопоставление внутренней мудрости внешней было на самом деле полемикой о тварности (вечности) или нетварности Фаворского света, который часто упоминается в священных писаниях: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.»(Лк. 9:29)

 Варлаам признавал свет на Фаворе(гора) светом, созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Он рассуждал - всё видимое — создано, свет на Фаворе был видим, следовательно, он был создан. Поэтому созерцание исихастов(священно безмолствующих) ложно, никакое реальное общение не только с Богом, но и с Божественными энергиями (проявлениями Божественной сущности, а не самой Божественной сущности) недостижимо.

Исихасты считали, что их молитвы (исихасты молились сидя и нагнувшись вперёд) приводят к непосредственному бого общению, при котором человек видит Божественный свет, визуальное выражение Божественной силы - Божественной энергии, дающей истинные знания – внутреннюю мудрость.

Варлаам Калабрийский, блестящий ученый, монах, был противником мистицизма и считал богосозерцание делом не православным, называл исихастов «омфалопсихами» ( «пуподушниками»), высмеивая позу, в которой исихасты погружались в молитву.

 И если, по его мнению, Фаворский свет нетварный ( то есть Божественный), как признают его священно безмолствующие, значит они двоебожники. Если Фаворский свет тварный, то священно безмолствующие видят не Божественный свет, визуальное выражение Божественной силы, а его иллюзию, то есть занимаются мистикой – ярым противником которой был Варлаам.

Вопрос о нетварности Божественной энергии был принципиально важен для признания возможности общения с Богом через Его энергию, которая, как учил Палама, хотя и не является частью сущности Бога, тоже можно было называть Богом.

Опасаясь обвинения в ереси, Варлаам принес не искреннюю повинную, признав Фаворский свет вечным. (Мудро поступил, впереди было средневековье.)

На июньском Соборе 1341 года патриарх в окружном послании велел жителям Константинополя и других городов империи под угрозой отлучения сдать все книги Варлаама против исихастов  церковным властям для публичного сожжения.

 А Паламе специальным указом патриарх запретил богословствовать о догмах всякому верующему ниже епископского звания.

Так патриарх и синод восстановили покой и единодушие Церкви.

 

 


Возражая Варлааму, утверждавшему, что человек может узнать свое богоподобие с помощью внешней науки, Палама, например, замечает , а как же тогда Иоанн, венец пророчества, проведший всю жизнь в пустыне, где его учителя, где книги? А ведь он образец внутренней мудрости, достойной подражания.

 О чем речь?

 Речь идет о Иоанне Предтеча - сыне престарелого священника. Юность свою Иоанн провел в пустыне до своего явления народу. Тридцати лет от роду, Иоанн начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни. Иоанн Предтеча, увидя Иисуса, сказал о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира.

 Основы учения и воспитания, конечно, дал Иоанну его отец, а остальное сделала вера.

Концентрация внимания, в молитвенном состоянии и голографическая способность нашего мозга, дали ему возможность из полученного фрагментарного знания, полученного, по всей видимости, от отца, создать целостную картину того, что надо делать и Иоанн Предтеча начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни.

В те времена голографическая способность мозга, конечно, могла расцениваться как чудо, данное Божественной силой - Божественной энергией, за веру и праведную жизнь.

Что такое возможно, я расскажу на примере случая времен студенческой моей жизни – была у нас на физическом факультете Ленинградского университета лабораторно-практическая работа « Восстановление с помощью метода голографии по интерференционной голографической картинке (фрагменту на пленке) всей полной спектральной картины». Я не буду описывать сам практический метод получения голограммы и получения восстановленного и действительного полного изображения объекта по фрагменту, но кроме самой практической методики в лабораторном пособии для усвоении материала были приведены формулы и рисунки, иллюстрирующие сам метод получения голограммы и получения действительного изображения.

 Задание (фрагмент интерференционной голографической картинки на пленке) я получила, а практику прогуляла. Надо было нести отчет и получать зачет. Вечером накануне мне пришлось потрудиться : по формулам рассчитала и получила точные результаты, добавила ошибку эксперимента и приборную ошибку, получила экспериментальный разброс и таким образом был получен экспериментальный материал на основании которого я как бы получила полное изображение спектра по интерференционной голографической картинке (фрагменту на пленке), который мне был выдан в качестве задания. И это факт, это опыт, который можно воспроизвести.

Правда курьез получился при сдаче зачета. Я бодро отвечала на вопросы, преподаватель задумчиво смотрел на меня, а я честным взглядом на него. Все было экспериментально получено и обработано  правильно. «Где вы получили эти результаты?» «Здесь» - я указала на прибор и рассказала как.  «Но прибор уже две недели как не работает?». Пришлось сознаться. ОН поставил мне зачет –пять, за знание  и наверное за осознание своего проступка в виде румянца на щеках. Было стыдно, я редко врала, мне кажется это был последний случай.

 Не даром говорят « ПРАВДА СПАСАЕТ ОТ СМЕРТИ». 

  Но не менее важное "ЧТО ВНУТРИ, ТО И СНАРУЖИ".

 

 

 

 

 


 Истина по середине: сегодня это подразумевает синтез научного и религиозного мировоззрения . Сегодня наше общество толерантно и есть атеисты, отрицающие существование Бога и есть верующие, для которых молитвы, посещение служб в Храме жизненно необходимо, но большинство никогда не позволяют себе глумиться над верующими и не соглашаются с атеистами, а не значит  ли это, что на подсознательном уровне они живут с верой в Бога?

Вспоминаю анекдот: две рыбки плавают в аквариуме и спорят- есть Бог или нет?

Одна говорит :-"Я есть, тебя вижу, вода вокруг, где Бог?". Другая сначала отплывает, а затем возвращается и спрашивает :-"А кто воду нам меняет постоянно в аквариуме?".

Всегда на слово найдется другое слово, и это уже вопрос веры каждого.

Древние люди были, были более "природными" - ближе к природе, жили не торопливо и могли видеть и слышать. Ведь кто-то написал Библию с чьих-то слов.

Сегодня люди живут, передвигаются, работают на высоких скоростях, стали "информационно-технологично-технически упакованными". Кто-то сказал ( по моему Альфред Адлер) :-"Мы много сегодня знаем, но мало что из этого понимаем". Действительно, с такими скоростями, некогда понимать, а иногда стоит внезапно остановиться и задуматься: - "Зачем, Почему, Каким образом, Кому это надо, А что от меня хотят, А чего хочу я ?????".

Интересно, был ли план у создателя, вернее есть ли? Мне хочется думать, что есть.

Сегодня на российское общество воздействует сильнейший разрушительный фактор - накопительства  и денег. И это не случайно.  Вот такая система отбора. Я обязательно вернусь к этому вопросу.

Живем мы не по кругу из года в год, а по спирали ( ни кто еще не вошел в одну и ту же воду дважды).Зеленая - раскручивающаяся, синяя - сворачивающаяся  спирали Архимеда. Изображение сделано для лучшей наглядности, на самом деле надо построить временную развертку движения по спирали при равномерном движении по горизонтальной календарной оси вправо и обратно. В идеале это выглядит так , по вертикали - степень социализации, по горизонтали - временной фактор.

Сколько витков сделает спираль в вашей жизни раскручиваясь, когда вы достигнете наивысшей точки и как спираль событий вашей жизни будет сворачиваться, чтобы придти в исходную точку - это зависит от вас - свобода выбора за вами.

Состояние дежа вю, которое вы возможно будете испытывать и не раз, когда спираль жизни начнет сворачиваться  - это ощущение, того, что это уже было в вашей жизни (был выбор, но вы предпочли эту ситуацию, в этом месте, и какое-то ощущение предначертанного).

 Для того, чтобы хорошо раскрутить спираль, надо иметь идеалы, достойные подражания примеры, чтобы пусть по своему , но стремиться к ним, а не просто иметь цель в жизни. Раньше, в царской России в гимназиях был учебник, в котором давалось жизнеописание великих людей. Каждый гимназист должен был прочитать этот учебник, выбрать себе героя и объяснить, почему он сделал этот выбор.

В юности время тянется медленно, событий в жизни мало, ощущение, что спираль событий раскручивается медленно, зато скручивается быстро при насыщенной событиями жизни, это могут быть простые развлечения. И очень быстро происходит скручивание, если нарушаются исконные человеческие, их называют библейские заповеди. 

 Приглядитесь, замрите на секунду, не спешите и вы все это увидите.

@Mail.ru Яндекс.Метрика