Всякое слово борется со словом - Внешняя и внутренняя мудрость

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Противопоставление внутренней мудрости внешней было на самом деле полемикой о тварности (вечности) или нетварности Фаворского света, который часто упоминается в священных писаниях: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.»(Лк. 9:29)

 Варлаам признавал свет на Фаворе(гора) светом, созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Он рассуждал - всё видимое — создано, свет на Фаворе был видим, следовательно, он был создан. Поэтому созерцание исихастов(священно безмолствующих) ложно, никакое реальное общение не только с Богом, но и с Божественными энергиями (проявлениями Божественной сущности, а не самой Божественной сущности) недостижимо.

Исихасты считали, что их молитвы (исихасты молились сидя и нагнувшись вперёд) приводят к непосредственному бого общению, при котором человек видит Божественный свет, визуальное выражение Божественной силы - Божественной энергии, дающей истинные знания – внутреннюю мудрость.

Варлаам Калабрийский, блестящий ученый, монах, был противником мистицизма и считал богосозерцание делом не православным, называл исихастов «омфалопсихами» ( «пуподушниками»), высмеивая позу, в которой исихасты погружались в молитву.

 И если, по его мнению, Фаворский свет нетварный ( то есть Божественный), как признают его священно безмолствующие, значит они двоебожники. Если Фаворский свет тварный, то священно безмолствующие видят не Божественный свет, визуальное выражение Божественной силы, а его иллюзию, то есть занимаются мистикой – ярым противником которой был Варлаам.

Вопрос о нетварности Божественной энергии был принципиально важен для признания возможности общения с Богом через Его энергию, которая, как учил Палама, хотя и не является частью сущности Бога, тоже можно было называть Богом.

Опасаясь обвинения в ереси, Варлаам принес не искреннюю повинную, признав Фаворский свет вечным. (Мудро поступил, впереди было средневековье.)

На июньском Соборе 1341 года патриарх в окружном послании велел жителям Константинополя и других городов империи под угрозой отлучения сдать все книги Варлаама против исихастов  церковным властям для публичного сожжения.

 А Паламе специальным указом патриарх запретил богословствовать о догмах всякому верующему ниже епископского звания.

Так патриарх и синод восстановили покой и единодушие Церкви.

 

 

@Mail.ru Яндекс.Метрика